1987 (сентябрь).
г. Москва, 5-я Парковая улица. Практически по Блоку. Только не ночь, а вечер; двор, а не улица; фонарь, правда, был; и вместо аптеки – магазин «Радио». Точнее, двор магазина, где на лавочке (которая имеет место и по сей день) четверо весьма молодых людей решили сколотить рок-команду. Гитаристами стали Валентин «ВАЛЁК» БЕРЕСТЕНЬ и Евгений «ЖЕНЯЙ» ВИНОГРАДОВ, барабанщиком - Анатолий ЖИДЕЕВ, роль бас-гитариста досталась Алексею «ЛЕОНУ» ЛЕОНОВУ. Почему досталась? Да потому, что в отличие от первых трёх участников пока ещё безымянной группы, ЛЕОН и гитары-то в руках отродясь не держал, хотя сама идея пришлась очень даже по душе. ВИНОГРАДОВ, напротив, терзал струны, сколько себя помнил (спасибо отцу!), хотя опыта коллективного творчества не имел. В отличие от БЕРЕСТЕНЯ и ЖЕДЕЕВА, которые незадолго до описываемых событий играли в группе ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК (не путать с ЖЕЛЕЗНЫМ ПОТОКОМ красногорским, который ещё не раз появится в этой истории!).
За неимением вокалиста, запевать в новоиспечённом коллективе стал ВАЛЁК . Он же, буквально через пару дней, написал и первую песню для группы - Хозяин Ада, которая впоследствии заняла прочное место в концертной программе группы ДАЙ.
Чего не сказать о ещё трёх вещах - Болезнь Века, Знак Сатаны и Афганская Пуля, названия которых сохранились в истории лишь благодаря «даевской» летописи, которая велась едва ли не с самых первых дней существования группы.
Помимо названных собственных композиций, мастерство оттачивали на песнях RAINBOW, METALLICA (Orion), VENOM (Countess Bathory) и КРУИЗ (Иди Же С Нами…).
1988 (весна).
История группы ДАЙ была бы уникальной, если бы спустя полгода в составе группы не начались первые кадровые изменения. Сперва из коллектива был уволен так и не освоивший бас-гитару ЛЕОН, а затем заявление по собственному желанию написал и тогдашний лидер БЕРЕСТЕНЬ. Свежая кровь появилась достаточно быстро - новыми членами всё ещё безымянной группы стали однокурсники ЖЕНЯЯ – Вадим КАПОШЕНКОВ (гитара) и Леонид БАЖОРА. Кроме того, в тусовке появился ещё один человек - Сергей КОЗЛОВ, надолго ставший звукооператором группы, и вообще, главным по аппаратуре любого рода. Ему же принадлежит и авторство названия ДАЙ. Правда, появилось оно несколько позже - лишь в конце 88-го.
1988 (ноябрь).
Самое первое выступление группы в родном техникуме - МТЭП. Причём, за барабанами в тот вечер сидел давно отколовшийся от компании Толик ЖИДЕЕВ (замена ему за всё это время так и не была найдена). Благо премьерная программа состояла лишь из двух номеров, которые капитально разучивались ещё в оригинальном составе - Orion METALLICA и RAINBOW. Забавно, что КОЗЛОВ, который буквально через пару месяцев придумал ДАЙ, в тот вечер представил группу как ЭШАФОТ - первое, что пришло в голову!
1988 (декабрь).
В первый день зимы ДАЙ начали репетиции на новой базе. Эта же дата - первый официальный день в группе барабанщика Сергея ХУСЯИНОВА, приятеля Вадика и Лёни по небезызвестному для московских музыкантов 80-х (и даже 90-х!) «Красному Химику». В силу возраста (а барабанщик был старше остальных аж на семь лет!), ХУСЯИНОВ был обладателем настоящей и, главное, собственной ударной установки! Что, собственно, и было главным его козырем при переговорах с ДАЙ. Ибо на этом достоинства нового барабанщика на тот момент, увы, заканчивались. Что, с другой стороны, стало дополнительным стимулом всей группе посвящать всё своё свободное время репетициям. А играли по несколько часов пять дней в неделю!!
1989 (лето).
Лишь почувствовав, что все четверо - настоящая, сыгранная группа, занялись поиском вокалиста. Начали с себя. В разное время к микрофону подходили все трое (разумеется, кроме ударника, которому и без этого было к чему стремиться), но выбор остановился на Евгении ВИНОГРАДОВЕ. Что было не только лучшим вариантом в плане голоса, но и наиболее логичным - к этому времени ЖЕНЯЙ фактически стал лидером ДАЙ и главным композитором группы. Именно к лету 89-го относится появление двух новых песен - В Дом Зайди, Где Время Спит (или просто Медляк, как для краткости называли песню музыканты) и, ставшая потом классикой ДАЙ Иконоликая Ложь. Единственное, на что пока не замахивался ЖЕНЯЙ - на тексты. Стихи к ранним «даевским» песням принадлежат перу родственнику и близкому другу всей группы Игорю ФОМИЧЁВУ.
1989 (сентябрь).
В День Знаний ДАЙ дали свой второй в истории концерт. Причём, всё там же - на сцене МТЭП. Только программа на сей раз была куда обширнее - две вышеупомянутые вещи, Хозяин Ада, Countess Bathory (VENOM) и... Симона Владимира КУЗЬМИНА!
1989 (октябрь).
Явный рост музыкантов и успешное выступление не могло не вдохновить на творчество - к концу октября репертуар ДАЙ пополнился ещё тремя собственными вещами - ПроДАЙ (кодовое название в процессе репетиций - Рок-Н-Ролл), Я – Cолдат и Агрессия . Для будущих концертов и прикола ради - металлическая версия Про Инопланетянина Юрия ЛОЗЫ!
1989 (ноябрь).
А гастрольная деятельность была не за горами! 16 ноября, всё в том же МТЭПе состоялся ещё один концерт. Увы, последний для Вадима КАПОШЕНКОВА в составе ДАЙ. Оставаясь другом и «даевским» тусовщиком, гитарист не мог больше выдерживать чересчур экстремальный напор коллег, и перешёл на более лёгкую рок-диету.
1989 (декабрь.
2 декабря ЖЕНЯЙ исполнил перед коллегами новую композицию Злой Гений Тоннеля, а также предложил забросить уже давно репетируемый ДАЙ-Трэш-Марш, оставив от сурового инструментала лишь начало, которое отныне стало вступлением к Я - Солдат. На следующий день на базе появился первый номер периодического информационного издания «ДАЙ Inc.» (печатается для фэнов про ДАЙ и для ДАЙ про фэнов) - журнал «Про ДАЙ!». Автором и «исполнителем» журнала стал постоянный тусовщик и отчаянный поклонник группы Алексей ГЛЕБОВ. Идея эта родилась в один из скучных зимних вечеров на базе, и будущий журнал был состряпан, что называется, «на коленках», просто от нечего делать и шутки ради. О продолжении поначалу даже и не помышлялось! Но через неделю появился второй номер, под новый год - третий... Последний «Про ДАЙ!» датируется мартом 1992 года, его порядковый номер - 38!
1990 (январь).
Отойдя от праздников, приступили к разучиванию очередной новой вещи - Борись Алкоголем С Алкоголем (в простонародье - Про Пиво). 28 января, после пары месяцев, как сейчас это называют, кастинга, было объявлено имя нового гитариста ДАЙ . Им стал любитель портвейна и «каратель урлы» Константин АКИМОВ, которого незадолго до этого уволили из команды далеко не «трезвенников» Э.С.Т.за пьянство!! Строго говоря, перспективы надолго задержаться в ДАЙ у Кости-карлика не было с самого начала, но перспектива остаться без концертов (большая часть из которых, правда, так и не состоялась) волновала группу куда больше.
1990 (апрель).
21 числа в ДК «Сетунь» ДАЙ выступили в большой программе, хэдлайнерами которой были ЛЕГИОН. По непонятной причине имя ДАЙ не попало на афишу, однако рок-н-ролльщик от бога и незаурядный алкоголик-дебошир гитарист Костик выдал на сцене столь незабываемое шоу, что затмил не только коллег по группе, но и всех выступавших в тот вечер вместе взятых! Что, правда, стоило ему немедленного увольнения из ДАЙ.
1990 (июнь).
3 июня появился очередной кандидат на место гитариста - Юра МУХИН, который парой недель позже это место таки и получил. Правда, продержался он в группе не намного дольше своего предшественника - до середины сентября. Впрочем, имя и даже сам факт пребывания этого персонажа в ДАЙ сохранились исключительно благодаря «Про ДАЙ!».
1990 (ноябрь).
В течение трёх дней ноября на студии группы МОЗАИКА была сделана запись, получившая название «Close Friend Of Death», по одноимённой новой песне ДАЙ. Кстати, первый и последний опыт с текстом по-английски (если не считать ни разу не исполнявшейся и нигде не записанной Midnight Town). Все соло + интро на скрипке, исполненные старым другом ДАЙ Борисом «РИЧИ» ЛОБАНОВЫМ стали настоящей изюминкой всей записи, без которой песни, написанные 2-3 года назад, вряд ли бы звучали столь свежо и оригинально. Увы, глобальная разница в музыкальных пристрастиях и собственный проект РИЧИ не предполагал какого-то более глобального сотрудничества, и на очередном концерте ДАЙ вышли на сцену втроём.
1991 (май).
После полутора лет бесконечных поисков гитариста в составе ДАЙ, наконец, появился искомый человек - Валерий АРКАДИН, идеально отвечающий всем запросам и ожиданиям ЖЕНЯЯ, ЛЁНИ и СЕРЁГИ. Кстати, проштудировав все номера «Про ДАЙ», Валера высчитал, что он - аж тринадцатый лидер-гитарист за всю историю группы!
1991 (июнь).
Если не считать закрытого прослушивания в ДК Горбунова накануне очередного «Фестиваля Надежд» Московской «Рок-Лаборатиории», свой первый концерт в составе ДАЙ новый гитарист банально проспал! В >ДК подмосковного городка Шаховское Валера вошёл аккурат в тот момент, когда трио ДАЙ уже раскланивались перед публикой. Зато есть что вспомнить!
1991 (июль).
7 июля 1991 года, легендарная «Горбушка», «V Фестиваль Надежд» Московской «Рок-Лаборатории». Для ДАЙ это выступление оставалось под угрозой срыва буквально до последних минут перед выходом на сцену. Неделей раньше ЖЕНЯЙ стал жертвой нападения измайловской урлы (как тогда это называлось), да так круто, что попал в больницу и даже неделю спустя с трудом мог даже ходить, не то что давать шоу на сцене. Тем не менее, шоу было - трэш-команду с беснующимися басистом и гитаристом по краям сцены и невозмутимо сидящим в кресле по центру гитаристом / вокалистом не видел ещё никто! Более того, те, кто видел ДАЙ впервые, посчитали такую концепцию фирменной фишкой группы! В любом случае, по итогам жюри ДАЙ получили приз зрительских симпатий.
1991 (август).
В августе состоялось первое совместное выступление с красногорским ЖЕЛЕЗНЫМ ПОТОКОМ, что стало хорошей традицией - в течении последующего года обе команды дали около десятка концертов, главным образом по подмосковным клубам и воинским частям. Ещё одна крайне положительная сторона этого альянса: не без помощи и содействия администратора ЖЕЛЕЗНОГО ПОТОКА Лидии Васильевны КУЛИКОВОЙ, больше известной в рок-кругах того времени как «МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МАМА», записи ДАЙ стали регулярно звучать в программах, опять же - небезызвестной в своё время радиостанции «SNC»!
1991 (сентябрь).
В течение всего лета шла работа над целым рядом новых песен - Ужасный Экспресс, Электрическое Безумие, Бешеный Принц, Больно Думать! и Исповедь Семёрошника. Первые две остались в истории лишь на паре репетиционных записей (да и то - скорее всего, давно утерянных) и на страницах журнала «Про ДАЙ!». Последние две знаменательны тем, что это первые композиции, где Евгений ВИНОГРАДОВ попробовал себя не только в качестве автора музыки, но и текстов!
1991 (октябрь).
В течение двух ночей 17 и 18-го, на репетиционной базе ДАЙ было записано демо «Алкоголь Превратим Мы В Мочу!!!». (Не путать с магнитоальбомом «Алкоголь Превратим Мы В Маачу!!!» (январь 1992 г.)! Вместе с I Fuck Army! - запись одного из концертов, кассеты ДАЙ, не без успеха продавались на «Горбушке» и на концертах группы. Но нынче это - большой раритет. Во всяком случае, сами музыканты даже и не помнят про эти записи, не то что имеют в коллекции!
1992 (январь).
В течении почти целого месяца ДАЙ работают на студии Андрея ДЕНЕЖКИНА (ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК) над магнитоальбомом «Алкоголь Превратим Мы В Маачу!!!».
Песни с этой записи крутят на «SNC», а одна из композиций - Бешеный Принц - попадает на очередной сборник «Корпорации Тяжёлого Рока» «Russian Metal Ballads».
1992 (февраль).
И снова проблемы с гитаристом. Сразу после студийной сессии ДАЙ покидает Валерий АРКАДИН. Правда, он ещё играет с ДАЙ на фестивале «Трэш Твою Мать!», но к этому времени АРКАДИН - уже в составе группы BLITZKRIEG, созданную тремя бывшими участниками ЖЕЛЕЗНОГО ПОТОКА. Впоследствии Валерий был замечен в КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА, нынешнее же место его работы - группа НАИВ.
1992 (май).
Имя очередного гитариста - Кирилл ЗАЙЦЕВ. В группе он пробыл буквально пару месяцев, однако одна из фотографий именно этого состава долгое время иллюстрировала материалы о ДАЙ в прессе (в журнале «Рок-Сити», например). Из ДАЙ Кирилл перекочевал в новую команду ADOLF CASTLE, где играл несколько лет под псевдонимом Cyril THOR, затем работал в группе Артура БЕРКУТА (непосредственно перед АРИЕЙ), ныне - студийный и сессионный гитарист.
1992 (осень).
Всё лето занимались привычными поисками гитариста, выступая в этот период как трио, а осенью - новая проблема: ДАЙ (и музыку вообще) покидает Сергей ХУСЯИНОВ. Правда, в отличие от гитаристов, с барабанщиком проблем не было - первый же кандидат на место за ударной установкой был зачислен в ряды «даевцев»: Александр «АУ» КОНСТАНТИНОВ.Чуть позже состав, наконец, доукомплектовывается и гитаристом - Сергеем БОГОЛЮБСКИМ.
1993-1994 гг..
Не самое лучшее время для отечественного тяжелого рока. Своего рода кризис переживают даже такие величины как АРИЯ, МАСТЕР и иже с ними. Хотя если для таких монстров рока смена стадионов на клубы проходит достаточно болезненно, в случае с ДАЙ особых перемен и не ощущается. Скорее, наоборот - с появлением новых рок-клубов вроде «Р-Клуб» или «Вояж», концертов становится только больше. Зачастую ДАЙ выступают даже с сольными концертами! В таких случаях чуть ли не двухчасовая программа пополняется несколькими кавер-версиями (METALLICA, ХУЙ ЗАБЕЙ, всё тот же Инопланетянин), гитарными и басовыми соло и даже сольный номер (в качестве вокалиста!) АУ!
1995 г.
В августе ДАЙ начинают запись нового альбома. Правда, для давних поклонников группы это по своей сути - скорее сборник. На альбоме «Виновен Тем, Что Жив» - всего лишь две новые композиции. Остальные треки - классика ДАЙ. Правда, в новых аранжировках и с новым звучанием, а половина альбома - несколько песен, записанных на одном из концертов группы. Работа идёт в студии «Ария Records», при непосредственном участии «арийцев» Владимира ХОЛСТИНИНА и Виталия ДУБИНИНА.
«Виновен Тем, Что Жив» выходит сперва на кассетах (небезызвестные «красные кассеты»), а чуть позже - на CD под маркой «Metal Agen / Союз».
1996 г.
Воодушевлённый успехом альбома, летом Евгений ВИНОГРАДОВ отправляется за 120 километров от Москвы на дачу, где проводит пару недель в полной изоляции с внешним миром, занимаясь сочинением нового материала. Творческий процесс происходит в импровизированной студии - из дома ЖЕНЯЙ привёз пару любимых гитар, усилитель «Marshall», драм-машину и четырёхканальную портостудию. Результатом творческого отпуска становится десяток новых песен. Однако с этого момента процесс создания нового «даевского» творения почти в точности напоминает историю записи Chinese Democracy GUNS' N' ROSES. По возвращении ЖЕНЯЯ в Москву ДАЙ меняют место репетиционной базы. Теперь ДАЙ делят базу вместе с ХУЙ ЗАБЕЙ. Дружба и соседство с легендарной группой из Видного, помимо прочего, заканчивается участием ЖЕНЯЯ на одном из альбомов Х.З., а так же появлением в ДАЙ нового барабанщика - им становится «забейский» ударник Лев КОНСТАНДАНЯН.
1998 г.
Практически весь год ВИНОГРАДОВ занимается постройкой собственной студии. «ДАЙ Records»существует и по сей день, являясь одной из самых известных студий Москвы. Под руководством звукорежиссёра (а порой и продюсера) Евгения ВИНОГРАДОВА за эти десять лет были записаны альбомы таких коллективов, как CATHARSIS, Э.С.Т., НАИВ, BONEY' NEM, FORGIVE-ME-NOT, МОНГОЛ ШУУДАН, DISTEMPER, KRUGER, ВАЛ'КИРИЯ и многих других, включая, разумеется, и сам ДАЙ (о чём - чуть позже)! Другая сторона медали: с появлением студии всё время и силы ЖЕНЯЯ стали уходить на «ДАЙ Records». Впрочем, и остальные участники группы к концу 90-х и в 2000-х уже не уделяли ДАЙ столько внимания, как раньше...
2000 г.
Тем не менее, в 2000-х ДАЙ периодически давали о себе знать. Летом 2000-го группа записывает композицию Wheleper I Messiah Roamдля трибьют-альбома «Москваллика» (кстати, несколько команд, представленных на диске, также записывались на «ДАЙ Records»), и принимает участие в концерте, приуроченному к выходу трибьюта. Состав ДАЙ прежний, за исключением барабанщика - на сей раз за ударной установкой – Дмитрий «ДЖЕК» САЧКО.
2001 г.
Ещё один трибьют. Теперь ДАЙ (и приглашённый вокалист Виктор МАЛЕЕВ, в неистовом рыке которого без труда узнаётся Кирилл НЕМОЛЯЕВ) отдают дань группе АРИЯ. Выбор ЖЕНЯЯ сотоварищи падает на «арийскую» классику Волонтёр.
2002 г.
Для собственного же промо-диска Евгений ВИНОГРАДОВ записывает новую композицию ДАЙ Москвалиада. Однако никакого продолжения в очередной раз не следует. Сергей БОГОЛЮБСКИЙ присоединяется к группе СЛОТ, где играет и в настоящий момент, ДЖЕК получает работу в АНЖ, ЖЕНЯЙ- по-прежнему с головой погружён в работу «ДАЙ Records».
2008 г.
Лишь шесть лет спустя появляются первые, и весьма обнадёживающие новости от группы ДАЙ! Евгений ВИНОГРАДОВ, наконец, возобновил работу над новым материалом группы (те самые «дачные" песни»)! В настоящий момент заканчивается работа над аранжировками и текстами десяти песен, барабанщик ДЖЕК работает над своими партиями. Следующий на очереди - неизменный басист Леонид БАЖОРА. Имя второго гитариста пока что не оглашается.
А. ГЛЕБОВ
Дискография
ДАЙ - "Close Friend Of Death" (1990)
Евгений ВИНОГРАДОВ - вокал, ритм-гитара;
Борис ЛОБАНОВ - соло-гитара, скрипка;
Леонид БАЖОРА – бас;
Сергей ХУСЯИНОВ – барабаны.
1. ПроДАЙ;
2. Close Friend Of Death;
3. Борись Алкоголем С Алкоголем;
4. Иконоликая Ложь;
5. Хозяин Ада;
6. Хозяин Ада (2-ая версия).
ДАЙ - " Алкоголь Превратим Мы В Маачу! " (1992)
Евгений ВИНОГРАДОВ - вокал, ритм-гитара;
Валерий АРКАДИН - лидер-гитара, бэк вокал;
Леонид БАЖОРА – бас, бэк вокал;
Сергей ХУСЯИНОВ – барабаны.
1. Агрессия;
2. Жадный Пёс (Ты Мой);
3. ПроДАЙ;
4. Иконоликая Ложь;
5. Борись Алкоголем С Алкоголем;
6. Хозяин Ада;
7. Исповедь Семёрошника;
8. Бешеный Принц.
ДАЙ - " Виновен Тем, Что Жив " (1995)
Евгений ВИНОГРАДОВ - вокал, ритм-гитара;
Сергей БОГОЛЮБСКИЙ - соло-гитара, бэк вокал;
Леонид БАЖОРА – бас, бэк вокал;
Александр "Ау" КОНСТАНТИНОВ – барабаны.
1. Агрессия;
2. Жадный Пёс (Ты Мой);
3. ПроДАЙ;
4. Иконоликая Ложь;
5. Борись Алкоголем С Алкоголем;
6. Хозяин Ада / Жадный Пёс ;
7. Исповедь Семёрошника;
8. Бешеный Принц.