Viking doom metal группа SCALD была образована в 1993 году. За 4 года существования она успела записать демо "Notrh Winds" (1995 год) и один полноформатный альбом "Will Of The Gods Is Great Power" (1996). Эти работы были встречены восторженными откликами музыкальной прессы и слушателей и до сих пор не потеряли своей актуальности - ярким доказательством тому служат высочайшие оценки рецензентов различных metal-изданий.
Группа была единым организмом, частями которого являлись музыканты: вокалист Agyl, гитаристы Harald и Karry, басист Velingor и барабанщик Ottar.
Но в сентябре 1997 года голос главного «скальда» стих навсегда. Agyl погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
Harald, Karry, Velingor и Ottar приняли решение о роспуске SCALD.
В конце 1997 года ими была организована новая группа, получившая название TUMULUS. На сегодняшний день дискография TUMULUS включает альбомы "Krada" (демо, 1999 год), "Vo Luzeh" (демо, 2000), "Winter Wood" (2004), "Sredokresie" (2005), "Live Balkan Path" (концертный альбом, 2006), "Кочевонов Пляс" (мини-альбом, 2008). В настоящее время идёт запись очередного полноформатного альбома группы.
Сегодня я решила побеседовать с одним из музыкантов SCALD и TUMULUS - басистом и бэк-вокалистом Velingor’ом. В интервью также принял участие его коллега по новому проекту - Chernig.
Herta: Начнём с общего вопроса. Когда ты увлёкся рок-музыкой?
Velingor: Слушать тяжёлый рок я начал примерно в 13-летнем возрасте. Любимыми командами были IRON MAIDEN, HELLOWEEN, BON JOVI, SCORPIONS... Со временем я перешёл на более жёсткую музыку: KREATOR, NAPALM DEATH, DEATH, BATHORY... Появилось желание сыграть что-то своё, поэкспериментировать с экстремальными стилями. Первая группа, в которой я участвовал – MOLOCH – была любительской. Мы пробовали сыграть нечто в thrash/death духе... Но на сцене не выступали. Мне тогда было 16 или 17 лет...
Herta: К настоящему моменту ты успел поиграть в нескольких группах. Как считаешь, в какой из них ты смог в наибольшей степени раскрыться творчески?
Velingor: Наверное, в TUMULUS - моей нынешней группе. Хотя команда SCALD была очень значимой для меня. Да и для российского металла в целом...
Herta: Её до сих пор вспоминают...
Velingor: Да. Группа существовала благодаря одному человеку – Agyl’ю – вокалисту, идейному вдохновителю и обладателю уникального вокального таланта.
Herta: Почему при создании Tumulus вы решили сменить стиль?
Группа «Tumulus»
Velingor: Когда погиб Agyl, стало ясно, что ещё одного такого вокалиста мы не найдём... А в сочетании с любым другим голосом наша музыка теряла свою значимость и красоту. К тому же, SCALD всегда ассоциировался именно с Agyl’ем. Когда он погиб, мы решили играть другую музыку и под другим названием.
Herta: Планировали ли вы работать в каком-то конкретном направлении?
Velingor: Изначально мы ничего не планировали. Пробовали играть и death, и black, и что-то готическое... Но на тот момент нам с бывшим гитаристом SCALD Harald’ом нравился фолк: СЕДЬМАЯ ВОДА, КАЛИНОВ МОСТ... Harald’у была по душе арт-роковая музыка 70-х. И мы решили попробовать "вкраплять" всё это в тяжёлое звучание. Результат нам понравился.
В то время – а шёл 1997 год – не было folk metal сцены. На всём пространстве СНГ существовало несколько групп, использующих в своём творчестве элементы фолка. Нам же всегда хотелось делать что-то своё. И постепенно мы стали развиваться в этом направлении. Со временем фолк-элементов в нашей музыке стало больше. Вокалист начал играть на флейте, мы использовали фольклорные детали в процессе записи альбомов...Сейчас клавишник играет на балалайке...
Herta: Что означают псевдонимы участников группы и почему они пишутся латиницей?
Velingor: Мы сразу решили, что будем писать псевдонимы латинскими буквами. Само название нашей группы – TUMULUS ("Курган") – латинское. У SCALD была песня с таким названием... У меня и барабанщика Ottar’а псевдонимы остались ещё с тех времён. Могу сказать, что имя Velingor ничего не означает, его придумал Agyl. Оно классно звучит, поэтому я решил его оставить...
Velingor
Herta: Совпадают ли музыкальные вкусы участников TUMULUS?
Velingor: У всех участников нашей группы абсолютно разные вкусы. Но нас объединяет желание играть музыку с элементами фолка.
Herta: Обычно тексты для групп пишут или их музыканты, или специально приглашённые текстовики. Кто пишет тексты для вашей группы?
Velingor: Практически 99% всех текстов пишу я. Но на выпущенных альбомах есть три стихотворения поэтов "серебряного века" – Велимира Хлебникова, Константина Бальмонта, Николая Заболоцкого.
Herta: С чем связан такой выбор?
Velingor: Мне понравилась атмосфера, присутствующая в некоторых стихах. Поэты того периода обращались к романтическим языческим корням. Но на новом альбоме, который мы сейчас записываем, все тексты будут написаны мной. Правда, специалисты помогают мне переводить их на древнерусский язык. Я считаю, что это добавляет необычности звучанию. Наши тексты, вокальные партии – неотъемлемая часть музыки... И наоборот. Если просто прочитать стихи, в отрыве от музыки – эффект будет не тот. Наверное, это одна из причин, по которой мы не публикуем наши тексты. Кроме того, там много магических формул и заклинаний... Они должны звучать, а не читаться.
Herta: А как ты относишься к полностью инструментальным альбомам? В них нет слов, но композиции также имеют смысл.
Velingor: На самом деле, вокал – такой же музыкальный инструмент, как и все остальные. Если кто-то считает, что его музыкальная концепция состоит в отсутствии такого инструмента, как голос... Почему бы и нет? Главное - чтобы это нравилось музыкантам и слушателям. Некоторые группы используют, например, гармонь или баян... Мы не используем. Но это не значит, что те группы хорошие, а мы плохие. В одних командах есть вокал, в других нет. Но если это классно звучит, то всё хорошо.
Herta: Совпадают ли образы, создаваемые группой на сцене, с тем, что вы делаете в реальной жизни? Или вы воспринимаете выступление как некую игру?
Velingor: Сложно сказать... Мы живём музыкой, нам нравится выступать. Сцена – неотъемлемая часть нашей жизни. Кто-то очень серьёзно относится, входит в образ, понимает, для чего исполняется песня и что она даёт. Кому-то просто клёво находиться на сцене, отдавать свою энергетику залу, всем, кто нас слушает...
Herta: Вы дошли до финала фестиваля "На взлёт!" Что можешь сказать об этом конкурсе?
Velingor: Это очень профессиональное мероприятие. Оно помогает группам «засветиться» в широких кругах при минимуме затрат.
Herta: Как бы ты оценил работу жюри?
Velingor: Не люблю касаться подобных вопросов. Я никогда не спорю с чужим мнением, здесь действует принцип "нравится - не нравится". Члены жюри имеют право решать, кто должен выйти в следующий тур, а кто нет... Это их субъективная точка зрения.
Herta: Вы общались с другими участниками фестиваля?
Velingor: По возможности.
Herta: И какие впечатления остались?
Velingor: Все они – творческие люди, желающие выразить себя в музыке, чего-то добиться... Ну и банально – всем хочется заработать хотя бы немного денег... Хотя здесь не в деньгах дело. Всем хочется...
Herta: ...выделиться...
Velingor: Даже не выделиться, а стать хоть немного известнее... И фестиваль даёт отличную возможность для этого
Herta: Изначально "На взлёт!" позиционировался как конкурс молодых, начинающих музыкантов. Но в финал вышли в основном "проверенные бойцы". Как ты к этому относишься?
Velingor: Что касается музыкантов – это люди, имеющие огромный опыт игры на сцене. Говоря же о группах... Например, Омела, занявшая первое место, образовалась всего лишь год назад. Состав у них известный, музыканты очень профессиональны, но группа молодая.
Herta: Вы выступали в разных городах России, гастролировали за рубежом. Какой концерт стал для вас самым удачным?
Velingor: Если честно, не знаю. Было много хороших концертов, выступлений... Как удачных, так и неудачных. Я считаю, что цель любого музыканта – чтобы о нём узнало как можно больше людей в разных городах (а по возможности – и в разных странах). Любой концерт значим, в каком бы месте он ни проходил. Мы выступали на очень больших площадках и в очень маленьких клубах.
Herta: Не было мысли за рубежом исполнять песни на английском языке?
Velingor: Нет. Этого не будет ни при каких обстоятельствах. Нас иногда спрашивают: "Почему вы поёте на русском, а точнее, на каком-то "непонятном" русском?" У нас много диалектных слов, непонятных слушателю. Но, скажем, многие любят кельтскую музыку в современной интерпретации. Она популярна, есть исполнители... Та же ENYA, например. Слушателям непонятны её тексты, так как она поёт на одном из кельтских диалектов. Ну и что? Это часть её музыки, она так считает. И мы считаем точно так же применительно к своим песням.
Herta: В этом есть своё очарование.
Velingor: Да. Почему многие норвежские группы поют на родном языке? В России их слушают с большим удовольствием, вникают в тексты (хотя и не понимают их). Группа FINNTROLL исполняет песни на шведском языке...
Когда мы выступали второй раз в Бухаресте, на концерт пришла девушка, побывавшая на первом нашем румынском выступлении. Она не знала русский язык, но выучила на слух тексты с нашего демо-альбома. Стояла около сцены и подпевала. Я после концерта с ней пообщался – она действительно не понимала ни слова по-русски. Очень приятно, что людям нравится музыка TUMULUS.
Наши тексты несут магический оттенок, духовную нагрузку (в первую очередь, эмоциональную). Поэтому важно, чтобы они исполнялись на русском языке.
Herta: В одном из выпусков журнала "Dark City" была размещена рецензия на ваш альбом "Sredokresie". В ней было отмечено низкое качество записи...
Velingor: На тот момент, когда были записаны первые альбомы - "Winter Wood" и "Sredokresie" - у нас объективно не было возможности сделать высокобюджетную запись. Действительно, качество не было высоким, но благодаря этим альбомам люди услышали нас... Это не значит, что мы будем и дальше записываться на таком же уровне. Готовящийся сейчас альбом по качеству записи должен превзойти все наши предыдущие работы. Но на тот момент у нас отсутствовали возможности для лучшей записи.
Herta: В последнее время широкое распространение получили интернет-синглы. Нет ли у вас желания выпустить что-либо подобное?
Velingor: Нет. Мы свели одну песню с нового альбома, которую ещё никто не слышал в записи (хотя мы играем её на концертах). Скорее всего, её возьмут в ротацию московской радиостанции, и мы снимем клип. Пока он не будет готов, эту песню никто не услышит. Даже в интернете. Я против того, чтобы группа записывала песни и тут же выкладывала их в сеть. Думаю, надо провести полноценную работу и затем уже давать слушать свою музыку. Возможно, интернет-синглы –неплохая вещь, но... Это не для нас.
Herta: Некоторые музыканты считают, что современная рекорд-индустрия находится в глубоком кризисе, и в ближайшем будущем выпуск дисков практически полностью остановится.
Velingor: Не исключено.
Herta: Как вы будете выходить из такой ситуации?
Velingor: Пока не знаю. Если это случится, мы постараемся справиться, используя объективно имеющиеся возможности. Сейчас я не могу рассуждать на эту тему, потому что у нас есть определённые планы, мысли о перспективах дальнейшего развития группы. В каком русле оно пойдёт, сегодня сказать нельзя. Но в любом случае, это будет новая ступень в жизни группы. Сложно загадывать, в каком виде выйдет наш новый альбом.
Слушая же мнения людей, полагающих, что выпускать материал на CD сейчас бесполезно, я задаюсь вопросом: "А как тогда полезно?" Выкладывать в интернет? Мы считаем, что это не лучший вариант. Но это не значит, что в такой ситуации мы должны сложить руки и больше ничего не делать. Поживём – увидим.
Herta: В своё время постоянными участницами TUMULUS были девушки – Vigdis, Vechernica...
Velingor: А сейчас состав полностью мужской: Kuchma (вокал, флейта), Velingor (бас-гитара, бэк-вокал), Kurbat (гитара, бэк-вокал), Yish (гитара), Al’virius (клавишные, балалайка, бэк-вокал), Ottar (барабаны, перкуссия).
Herta: Это принципиальное решение?
Velingor: Да нет... Просто так получилось на данный момент. Могу сказать, что в полностью мужском коллективе работать проще. Но встречаются и очень талантливые девушки. Например, Vigdis играла с нами около семи лет. Она внесла значительный вклад в музыку TUMULUS.
Herta: Как бы ты оценил текущее состояние российской и, в частности, ярославской metal-сцены?
Velingor: Честно говоря, не знаю. Что такое "metal-сцена"? Можно ли отнести к ней такие группы, как [AMATORY], STIGMATA, ПСИХЕЯ?
Herta: Думаю, вряд ли. Это, скорее, "альтернатива".
Velingor: А многие относят... Но это не моя музыка, я её не слушал и не собираюсь этого делать. Некоторым людям она нравится, поэтому она имеет право на существование... В Москве, например, очень популярен power metal. В Ярославле почти нет power-групп, но много "альтернативных" команд. В таких городах, как Иваново и Кострома, много death и grind core групп. В обеих российских столицах всё более и более популярным становится folk metal, pagan metal. В Ярославле наметилась некая тенденция к этому, но говорить о популярности подобной музыки сейчас не приходится. Если честно, я не особо слежу за развитием российской metal-сцены. Каждый должен заниматься своим делом. Не люблю что-то или кого-то оценивать.
Herta: Общаешься ли ты с участниками других фолк-групп?
Velingor: Да, конечно. Один из дружественных нам коллективов, с которым мы часто выступаем – рыбинская группа СМУТА. Также я давно знаком с участниками других pagan-групп, широко известных в России и за рубежом. Общаемся, конечно...
Herta: В декабре вы будете выступать с группами СМУТА, ВЕДА, АРКОНА на фолк-фестивале в Рыбинске. Кому принадлежит идея его проведения?
Velingor: Нас пригласил вокалист СМУТЫ, он является организатором «Folk Pagan Fest». Этот фестиваль проводится уже в третий раз.
Проект «Сhernig»
Herta: Расскажи о своём участии в новом проекте CHERNIG.
Velingor: Музыка группы представляет собой сочетание dark ambient, dark metal и некоторых других стилей. Идеи, задумки, мелодии полностью принадлежат второй (а точнее, первой) "части" этой группы – Chernig у. Я участвовал в проекте в качестве вокалиста, а также подбирал тексты.
Herta: В чём же концепция группы?
Velingor: (Обращаясь к внезапно материализовавшейся фигуре второго участника Chernig):
Об этом лучше спросить самого создателя.
Chernig: Мне интересно, как ты ответишь.
Velingor: Я бы назвал это экспериментом над сознанием в лабиринте времени.
Chernig: Сказал – как отрезал... На самом деле, мы хотели заставить людей задуматься. Музыка построена так, что человек погружается в неё полностью. Вспоминает весь негатив, что он сделал в своей жизни. Если человек задумался, значит, он осознал свои плохие поступки...
Velingor: То есть мы рассчитывали на психоделический эффект.
Chernig: По большей части...
Velingor: 1 ноября у Chernig вышел дебютный альбом на лейбле "Wroth Emitter Prod.". Там же издаются работы Tumulus и SCALD. Мы планируем развивать этот проект и дальше. Уже имеются идеи насчёт второго альбома. Но пока что Chernig будет исключительно студийной группой.
Herta: То есть выступать вы не собираетесь?
Velingor: Пока нет. Отсутствуют возможности... Это не обычная рок-группа со стандартным набором инструментов. А мы хотим, чтобы впечатление, которое оставляет альбом, достигалось и при "живом" выступлении. Это не так просто...
Herta: Что бы ты хотел пожелать людям, слушающим рок, металл?
Velingor: У меня лишь одно пожелание. Надеюсь, что в будущем российская metal-сцена станет уникальным явлением в масштабах всей рок-культуры. К сожалению, сейчас подавляющее большинство групп пытается сделать что-то в духе Запада. Но появляются и интересные коллективы, не похожие ни на кого... Надеюсь, что эта тенденция продолжится. Надо идти своей дорогой.
Интервью - "Hertha".
Фото - Галина Крылова, Роман Силин, Рита Винокурова, Ника Антипова.